«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».
Лев Николаевич Толстой
«То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы».
Василий Александрович Сухомлинский
Педагог-психолог:
Беляева Клавдия Васильевна
Образование –
Высшее образование
Странички психолога
1. Психологические особенности детей 2-3 лет
2. Игры для развития ребенка 2-3 лет
3. Стремимся к самостоятельности. Кризис 3-х лет
4. Как научить ребенка убирать за собой игрушки
5. Психологические особенности детей 3-4 лет
7. Отдавать ли ребенка в школу в 6 лет
8. Психологическая готовность детей к школе
9. Договориться с детьми лучше, чем наказывать
11. Сказки для адаптации к детскому саду
12. Первые шаги первоклассника
Как отличить проблемы развития от плохого воспитания
Каждому родителю знакома ситуация, когда ребенок начинает плохо себя вести и постоянно капризничать. В принципе, это совершенно нормальное явление, поскольку малыш еще только находится в процессе социализации и учится тому, как нужно поступать в той или иной ситуации. Но только не в том случае, если капризы ребенка приобретают систематический характер.
Специалисты утверждают, что за так называемой "невоспитанностью" могут скрываться проблемы, связанные с развитием малыша. Поэтому родители должны не только кормить/поить/одевать/воспитывать ребенка, но и внимательно наблюдать за его поведением, чтобы вовремя выявить и предупредить возможное возникновение подобных проблем. Ну а о том, на что нужно обращать внимание в первую очередь, мы сегодня и поговорим.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Чтобы быстро определить, нуждается ли ребенок в консультациях невролога, психолога и т.д., или нужно пересмотреть методы воспитания, родителям достаточно провести простой воспитательный эксперимент. Нужно всего лишь на несколько дней превратиться в идеальных родителей, которые отличаются внимательностью, предельным спокойствием и сдержанностью. Другими словами, вам нужно постараться:
Если капризы ребенка являются следствием использования неподходящих методов воспитания, то во время воспитательного эксперимента поведение малыша обязательно изменится в лучшую сторону. Конечно же, за несколько дней вчерашний капризуля не превратится в ангелочка. Однако он начнет слушаться, без скандалов выполнять просьбы родителей, чаще смеяться и меньше плакать. А родителям нужно сделать однозначный вывод: чтобы ребенок всегда хорошо себя вел, нужно изменить свое отношение к нему – быть доброжелательными, внимательными, отзывчивыми и т.д.
Если же во время проведения воспитательного эксперимента поведение ребенка абсолютно не изменилось, то, скорее всего, родителям понадобиться помощь специалистов. Чтобы специалисту было легче выявить проблему, вам нужно понаблюдать за ребенком и определить, что провоцирует его истерики, капризы или замкнутость. Систематизировать свои наблюдения родителям поможет ведение дневника.
ДНЕВНИК ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Заполняя дневник поведения ребенка, нужно обращать особое внимание и фиксировать:
дату и время – возможно ваш ребенок остро реагирует на плохую погоду, яркий свет или неприятные звуки, также плохое поведение может быть следствием его усталости и сонливости;
жажду и голод – возможно ребенок капризничает потому, что он нуждается в усиленном питании (то есть, он постоянно ощущает чувство голода/жажды и через капризы пытается рассказать об этом родителям);
температурный режим – возможно у вас чрезмерно теплолюбивый или "морозостойкий" малыш, который испытывает дискомфорт при температурах, комфортных для родителей;
реакции на похвалу и порицание – возможно ваш малыш своеобразно реагирует на похвалу/порицание (смеется, когда его ругают и плачет, если его хвалят);
поведение при зрителях – возможно ваш ребенок прирожденный манипулятор, который совершенно по-разному себя ведет на глазах у зрителей и тогда, когда думает, что его никто не видит.
ТОП-4 ПРОБЛЕМ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ РОДИТЕЛИ
ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ
Физическая реакция на внешние раздражители является самой примитивной и доступной маленькому человечку, поэтому он и использует ее. Малышу гораздо легче просто забрать у другого ребенка игрушку, чем попросить владельца вожделенной вещи дать ему ее поиграть. Это в принципе вполне нормально, особенно если малыш еще плохо разговаривает и проявления агрессии бывают в редких случаях.
Родителям стоит насторожиться, если ребенок регулярно проявляет агрессию как по отношению к родственникам, так и к посторонним людям. Беспокойство должно вызвать и проявление аутогрессии – стремление к членовредительству (малыш себя кусает, бьет, царапает и т.д.).
ЧРЕЗМЕРНАЯ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ
Большинство современных детей отличаются повышенной коммуникабельность и активностью. И это нормально. Если же ваш малыш подвижным играм со сверстниками предпочитает спокойные занятия в одиночестве, но при этом не против общения с другими детьми, то это еще не повод беспокоиться. Просто у него такой характер и темперамент.
Тревожиться нужно начинать в том случае, если ребенок вообще не хочет общаться с другими людьми, не выходит к гостям, принесшим ему подарок, и категорически отказывается играть со сверстниками.
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Отсутствие концентрации внимания у ребенка очень часто вызывает беспокойство со стороны родителей. На самом деле в этом ничего страшного нет, если ваш малыш способен заниматься каким-либо видом деятельности в течение 15-20 минут (именно столько времени у дошкольника сохраняется высокий уровень работоспособности).
А вот если ребенок не может усидеть на одном месте больше 5 минут, то родителям стоит более внимательно к нему присмотреться. В случае если малыш не может сконцентрироваться только на определенных видах деятельности (например, быстро теряет интерес к рисованию, но при этом может часами собирать конструктор), то родителям нужно просто предлагать ему другие занятия. Если же ребенок не проявляет интереса ни к одному виду деятельности, и больше всего любит бессмысленно ходить по дому – то это повод обратиться к специалисту.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Дети по своей природе являются непоседами. Они познают мир, поэтому им так хочется все потрогать и попробовать, везде залезть и все узнать. Это нормально, если его действия носят целенаправленный и продуктивный характер (например, малыш лезет в шкаф, чтобы найти спрятанные мамой конфеты или "покоряет" тумбочку для обуви, представляя себя альпинистом).
Насторожиться следует в том случае, если действия ребенка могут нанести вред его здоровью и жизни. Например, если ребенок пытается выйти погулять на улицу через окно, или идет знакомиться с большими собаками, несмотря на запрет родителей, которые рассказали об опасностях такого действия